Маленькие подсказки для заботливых родителей

Дневник развития ребенка
(3года)


         Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке 2-3 лет. Но не пугайтесь дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для нормального развития. У ребенка третьего года жизни огромные возможности.


БЫТОВЫЕ НАВЫКИ.
            Самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду. Застегивает несколько пуговиц, завязывает шнурки. Может вымыть руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем. Замечает беспорядок в своей одежде. Пользуется носовым платком. Регулирует свои физиологические потребности. Аккуратно ест, пользуется салфеткой. Говорит «спасибо», здоровается, прощается.


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
             Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. Задает множество вопросов познавательного характера ( Где? Когда? Почему?...) Активный словарь достигает до 1500слов.
 Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Рассказывает связно по картинке. Знает свое имя, фамилию, возраст, принадлежность к полу. Начинает различать правую и левую сторону. Обобщает предметы по свойствам ( кто, что летает? Кто плавает? )

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
        В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок обогащает свои представления о мире и получает знания о явлениях природы, о животном мире, о растительном мире, о трудовых действиях.
Ребенок правильно называет четыре основных цвета (зеленый. синий, желтый, зеленый) и некоторые оттенки. Ориентируется в 5-6 величинах (матрешки, мисочки, формочки).
Легко подбирает вкладыши разной величины. Собирает пирамидку из 8-10. Составляет картинку из 2-4 частей. Подбирает мозаику к несложному рисунку. Рисует по собственному замыслу (солнышко, дорожка, дождик и т.д). Дорисовывает недостающие детали (листик к ветке, стебелек к цветку…).  Лепит несложные фигурки (шарик, столбик, бублик…) Выполняет несложную аппликацию из готовых форм. Появляется ролевая игра (ребенок берет на себя определенную роль).

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
        Ребенок все больше нуждается в общении со взрослыми и сверстниками. Появляется потребность в самостоятельности, независимости. Ребенок переживает кризис «Я сам», что требует от взрослых чуткого отношения и изменения стиля общения. Ребенок стремиться проявлять самостоятельность и инициативу. Любознателен. Способен испытывать разнообразные чувства и эмоции. Отзывчив к эмоционально-положительному подкреплению со стороны взрослых.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
           Двигательные умения и мелкая моторика совершенствуется. Ребенок способен одновременно выполнять два действия (топает и хлопает…). Качается на качелях, катается на 3-х колесном велосипеде.
Легко перешагивает через препятствия. Перепрыгивает препятствия. Бросает и ловит мяч. Подражает разнообразным движениям.


Не забывайте, что только в общении с вами и с вашей поддержкой малыш добьется успехов!!!





Кризис 3 лет - "Я сам!"


Упрямство и капризы малышей довольно часто омрачают жизнь родителей. Постараемся разобраться в причина
появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.

                Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.           
Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.

        Причины капризов и упрямства:
  1. Ребенок заболел (или устал).
Ребенок не может об этом сказать, потому, что сам не понимает, что с ним происходит. Снижается аппетит, малыш легко возбуждается, плачет без причины.
  1. Малыш хочет привлечь к себе внимание.
Призыв к общению. Многие родители жалуются. Что им не хватает времени для общения. Важно не сколько времени вы потратите на общение с ребенком, а как вы его проведете.
  1. Реакция на родительский  запрет.
Малышу трудно понять что «можно», что «нельзя». Взрослые должны помочь ему разобраться в этом.
  1. Протест против чрезмерной опеки и демонстрация желания быть самостоятельным.
  2. Никакой причины. Это просто выражение конфликта ребенка с самим собой.
  
        Капризы и упрямство в этом возрасте – язык ребенка, его способ сообщить о своих потребностях.
Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают часто упрямится и капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов манипулирования родителями.
Педагог Е.А. Аркин говорил:
«Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, за уважение к нему даже и тогда. Когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные и нужные в жизни цели».
Чтобы вырастить и воспитать ребенка, родителям часто приходиться жертвовать личными делами, работой, финансами. Но надо различать,  какие жертвы  необходимы, а какие вредны.
Чтобы малыш не превратился в «маленького деспота», следует учесть, что любовь должна выражаться не только в нежности и ласке, но и требовательности. Свои требования необходимо выражать в настойчивой, но спокойной форме. Окрики: «Не смей! Не бери! Не трогай!» только нервируют и раздражают малыша, но ничему не учат.
Надо помнить, что условием правильного воспитания является единство требований к ребенку. Нельзя, чтобы один из родителей разрешал, а другой запрещал.
Очень плохо, если взрослые в присутствии малыша спорят о правильности и неправильности воспитания. В таком случае подрывается родительский авторитет.          


Правила поведения взрослых в период
 протекания кризиса 3 лет:

§  Замечайте позитивные изменения, которые происходят в ребенке, и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.
§  Вырабатывайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.
§  Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
§  В доме создайте такие условия, в которых ребенок в пределах разумного ощущал бы, что он взрослый, а не малыш; расширяйте его права и обязанности.
§  Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.
§  Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.
§  Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, дарите «взрослые подарки».
§  Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые  неизбежны в период кризиса.
§  Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, вырабатывайте четкие единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то не стало.
§  Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».
Поощрения и наказания должны быть правильно §  Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей
( не трогай, не бегай, не стучи, не катай и т.д.) В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.

В любой ситуации следует проявлять терпимость. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать. Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.
                                  основные  кризисные  симптомы
 поведения ребенка:


1.      Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки требованиям и просьбам взрослого, часто и в ущерб собственным интересам.
2.      Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал (я хочу). Капризность – это вторая сторона одного и того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает (я не хочу).
3.      Своеволие ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало, что умеет (я сам).
4.      Строптивость - постоянное недовольство всем, что предлагают взрослые. Ребенок как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился.  «Бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребенка. Против прежнего образа жизни» (Л.С. Выготский)


Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.
Не слишком вините себя, что не смогли добиться желаемого результата. Результат воспитания нельзя с точностью запрограммировать. От родителей зависит многое, но не все. трудности и проблемы, связанные с воспитанием объективны. Но в то же время они преходящие


Приятного общения с малышом!
Отправить комментарий